RU
Модель данных GDAL

Настоящий документ описывает модель данных, применяемую библиотекой GDAL: разновидности информации, которая может содержаться в источниках данных GDAL, а также их семантика.

Набор данных

Набор данных (представляемый классом GDALDataset) состоит из связанных растровых каналов, а также некоторой дополнительной информации, общей для всего набора. В частности, набор данных имеет понятие размера (ширины и высоты), общем для всех каналов. Набор данных также отвечает за географическую привязку и указание координатной системы, также общими для всех каналов. Сам набор данных может иметь ассоциированный комплект метаданных: список пар ключ/значение в текстовом виде.

Заметим, что набор данных GDAL и модель растровых каналов изначально базируется на спецификации регулярных покрытий консорциума OpenGIS.

Система координат

Географические координатные системы представляются в виде строк OpenGIS WKT (Well Known Text). Такая строка может содержать:

Дополнительные сведения об определениях координатных систем с помощью строк OpenGIS WKT и способах работы с ними можно найти в разделе osr_tutorial, а также в документации на класс OGRSpatialReference.

Координатная система, возвращаемая методом GDALDataset::GetProjectionRef() описывает геодезические координаты, определяемые с помощью матрицы аффинного преобразования, возвращаемой функцией GDALDataset::GetGeoTransform(). Координатная система, возвращаемая методом GDALDataset::GetGCPProjection() описывает геодезические координаты наземных контрольных точек, список которых даёт метод GDALDataset::GetGCPs().

Заметим, что пустая строка (""), возвращаемая в качестве определения координатной системы, означает отсутствие информации о координатной системе.

Аффинное преобразование геодезических координат

Существует два способа задать связь между точками растра (в терминах строка/столбец) и геодезическими координатами. Первый и наиболее часто используемый — это аффинное преобразование. Второй предполагает использование наземных контрольных точек.

Матрица аффинного преобразования состоит из шести коэффициентов, возвращаемых методом GDALDataset::GetGeoTransform(), которая отображает строку/столбец в пространство геодезических координат по следующему соотношению:

    Xgeo = GT(0) + Xpixel*GT(1) + Yline*GT(2)
    Ygeo = GT(3) + Xpixel*GT(4) + Yline*GT(5)

В случае изображений, верхняя рамка которых ориентирована на север, коэффициенты GT(2) и GT(4) равны нулю, GT(1) равен ширине пиксела, а GT(5) — его высоте. Координаты (GT(0),GT(3)) задают положение верхнего левого угла верхнего левого пиксела растра.

Заметим, что координаты строка/столбец могут принимать значения от (0.0,0.0) в верхнем левом углу верхнего левого пиксела до (ширина_в пикселах,высота_в_пикселах) в правом нижнем углу правого нижнего пиксела. Положение центра верхнего левого пиксела в терминах строка/столбец будет, таким образом, (0.5,0.5).

Наземные контрольные точки (Ground Control Points, GCPs)

Набор данных может иметь список контрольных точек, связывающих одну или несколько точек растра с их геодезическими координатами. Все контрольные точки заданы в одной и той же координатной системе, возвращаемой методом GDALDataset::GetGCPProjection(). Каждая контрольная точка (описываемая классом GDAL_GCP) содержит следующее:

typedef struct
{
    char        *pszId;
    char        *pszInfo;
    double      dfGCPPixel;
    double      dfGCPLine;
    double      dfGCPX;
    double      dfGCPY;
    double      dfGCPZ;
} GDAL_GCP;

Строка pszId должна быть уникальным (и, часто, но не всегда, числовым) идентификатором для контрольной точке в списке точек данного набора. pszInfo — это обычно пустая строка, но она также может содержать любой вспомогательный текст, относящийся к данной точке. Теоретически это поле может также содержать машинно читаемую информацию о статусе данной точки, однако в настоящий момент эта возможность не реализована.

Координаты (dfGCPPixel, dfGCPLine) задают положение точки на растре. Координаты (dfGCPX, dfGCPY, dfGCPZ) задают соответствующую привязку точки к геодезическим координатам (координата Z часто бывает нулём).

Модель данных GDAL не содержит механизма преобразования, получаемого из контрольных точек, — это оставлено для приложений более высокого уровня. Обычно для этого применяются полиномы от 1-го до 5-го порядка.

Обычно набор данных содержит либо аффинное преобразование, либо контрольные точки, либо ничего. В редких случаях может присутствовать и то, и другое, тогда не определено, какой из способов имеет преимущество.

База метаданных

Метаданные — это вспомогательные данные, хранящиеся в виде пар ключ/значение. Их состав определяется форматом хранения данных и приложением. Ключи должны быть "правильными" лексемами (без пробельных и специальных символов). Значения могут иметь любую длину и содержать любые символы, за исключением нулевого символа ASCII.

Механизм управления метаданными плохо оптимизирован для работы с очень большими блоками данных. Однако работа с метаданными, превышающими в размере 100KiB скорее всего приведёт к снижению производительности.

Некоторые форматы данных содержат собственную базу метаданных, драйверы других форматов могут отображать поля, специфичные для данного формата, в записи базы метаданных. Например, драйвер TIFF возвращает содержимое некоторых информационных тегов в виде метаданных, включая поле дата/время, которое будет выглядеть как:

TIFFTAG_DATETIME=1999:05:11 11:29:56

Метаданные выделены в именованные группы, называемые доменами. Базовый домен не имеет имени (NULL или ""). Существует несколько специальных доменов, служащих определённым целям. Заметим, что в настоящий момент не существует способа перечислить все домены, доступные для данного объекта, однако приложение может проверить доступность любого домена, который оно умеет обрабатывать.

Следующие записи метаданных имеют чётко определённую семантику в базовом домене:

Домен вложенных наборов данных (SUBDATASETS)

Домен SUBDATASETS содержит список дочерних наборов данных. Обычно он используется для получения указателей на изображения, хранящиеся все вместе в едином файле (таком, как HDF или NITF). Например, файл формата NITF с двумя изображениями может иметь следующий список вложенных наборов данных:

  SUBDATASET_1_NAME=NITF_IM:0:multi_1b.ntf
  SUBDATASET_1_DESC=Image 1 of multi_1b.ntf
  SUBDATASET_2_NAME=NITF_IM:1:multi_1b.ntf
  SUBDATASET_2_DESC=Image 2 of multi_1b.ntf

Значение записи _NAME — строка, которая может быть передана в функцию GDALOpen() для получения доступа к изображению. Запись _DESC предназначена для описания изображения в виде читаемой человеком строки и может быть показана пользователю для облегчения выбора.

Драйверы, которые поддерживают дочерние наборы данных сообщают об этом через значение DMD_SUBDATASETS. Данные выводятся при передаче ключей --format and --formats в утилиты командной строки.

На текущий момент дочерние наборы поддерживают следующие драйверы: ADRG, ECRGTOC, GEORASTER, GTiff, HDF4, HDF5, netCDF, NITF, NTv2, OGDI, PDF, PostGISRaster, Rasterlite, RPFTOC, RS2, WCS, и WMS.

Домен структуры изображения (IMAGE_STRUCTURE)

Метаданные в базовом домене содержат информацию, связанную с изображением, однако не содержат данных о том, как это изображение хранится на диске. Таким образом, эти метаданные могут быть спокойно скопированы вместе с остальным набором данными в новый формат. Тем не менее, некоторая важная информация тесно связана с конкретным форматом и способом хранения данных. Во избежание перенесения этой информации при копировании данных, она помещена в специальный домен, называемый IMAGE_STRUCTURE, который не должен слепо копироваться в другие форматы.

В настоящий момент спецификацией RFC 14 определены следующие специальные записи в домене IMAGE_STRUCTURE.

Домен RPC

Домен RPC содержит метаданные, описывающие геометрическую модель изображения в виде полиномов с рациональными коэффициентами (Rational Polynomial Coefficient). Эта геометрическая модель может быть использована для пересчёта между координатами строка/столбец и географическими координатами. Модель определяется следующими записями:

Эти поля напрямую взяты из документа, предлагающего поддержку RPC в GeoTIFF (http://geotiff.maptools.org/rpc_prop.html), который в свою очередь следует определению NITF RPC00B.

Домен метаданных ДДЗ (IMAGERY)

Для материалов воздушной или космической съемки может быть задан домен IMAGERY. Наличие такого домена зависит от специальных файлов метаданных, которые обычно размещаются рядом с файлом изображения. Файлы метаданных передаются в классы чтения метаданных, которые, если поддерживают переданные формат, заполняют домен следующими величинами:

Домены "xml:"

Любой домен, чьё имя имеет префикс "xml:", является не обычной базой метаданных вида имя/значение, а единым документом XML представленным одной большой строкой.

Растровый канал

Растровый канал описывается в GDAL с помощью класса GDALRasterBand. Он не обязательно должен представлять всё изображение. Например, 24-битное RGB-изображение должно быть представлено как набор данных с тремя каналами, по одному для красной, зелёной и синей компоненты.

Растровый канал имеет следующие свойства:

Таблица цветов

Таблица цветов состоит из нуля или нескольких записей, описываемых на языке C в виде следующей структуры:

typedef struct
{
    /- серый, красный, голубой или цвет -/
    short      c1;
    /- зелёный, пурпурный или яркость -/
    short      c2;
    /- синий, жёлтый или насыщенность -/
    short      c3;
    /- альфа-канал или чёрный -/
    short      c4;
} GDALColorEntry;

Таблица цветов также имеет индикатор интерпретации (GDALPaletteInterp), который указывает на то, как параметры c1/c2/c3/c4 должны быть проинтерпретированы приложением. Этот индикатор может принимать следующие значения:

Для связывания цвета с пикселем значение этого пиксела используется в качестве индекса в таблице цветов. Это значит, что цвета всегда располагаются в таблице начиная с нулевого индекса и далее по возрастанию. Не существует механизма для предварительного масштабирования значений, прежде, чем будет применена таблица цветов.

Обзорные изображения

Канал может содержать обзорные изображения. Каждое обзорное изображение представлено в виде отдельного канала GDALRasterBand. Размер обзорного изображения (в терминах строк и столбцов) будет отличаться от базового полноразмерного растра, однако географически они будут покрывать один и тот же регион.

Обзорные изображения применяются для быстрого отображения уменьшенных копий растра, вместо того, чтобы читать полноразмерное изображение с последующим масштабированием.

Канал также обладает свойством HasArbitraryOverviews, которое равно TRUE, если растр может быть эффективно прочитан в любом разрешении, но не имеет чётких пирамидальных слоёв. Такими свойствами обладают некоторые алгоритмы кодирования изображений с помощью БПФ и вейвлетов, а также изображения, получаемые из внешних источников (таких, как OGDI), когда масштабирование производится на удалённой стороне.


Generated for GDAL by doxygen 1.8.8.

GDAL Data Model

This document attempts to describe the GDAL data model. That is the types of information that a GDAL data store can contain, and their semantics.

Dataset

A dataset (represented by the GDALDataset class) is an assembly of related raster bands and some information common to them all. In particular the dataset has a concept of the raster size (in pixels and lines) that applies to all the bands. The dataset is also responsible for the georeferencing transform and coordinate system definition of all bands. The dataset itself can also have associated metadata, a list of name/value pairs in string form.

Note that the GDAL dataset, and raster band data model is loosely based on the OpenGIS Grid Coverages specification.

Coordinate System

Dataset coordinate systems are represented as OpenGIS Well Known Text strings. This can contain:

For more information on OpenGIS WKT coordinate system definitions, and mechanisms to manipulate them, refer to the osr_tutorial document and/or the OGRSpatialReference class documentation.

The coordinate system returned by GDALDataset::GetProjectionRef() describes the georeferenced coordinates implied by the affine georeferencing transform returned by GDALDataset::GetGeoTransform(). The coordinate system returned by GDALDataset::GetGCPProjection() describes the georeferenced coordinates of the GCPs returned by GDALDataset::GetGCPs().

Note that a returned coordinate system strings of "" indicates nothing is known about the georeferencing coordinate system.

Affine GeoTransform

GDAL datasets have two ways of describing the relationship between raster positions (in pixel/line coordinates) and georeferenced coordinates. The first, and most commonly used is the affine transform (the other is GCPs).

The affine transform consists of six coefficients returned by GDALDataset::GetGeoTransform() which map pixel/line coordinates into georeferenced space using the following relationship:

    Xgeo = GT(0) + Xpixel*GT(1) + Yline*GT(2)
    Ygeo = GT(3) + Xpixel*GT(4) + Yline*GT(5)

In case of north up images, the GT(2) and GT(4) coefficients are zero, and the GT(1) is pixel width, and GT(5) is pixel height. The (GT(0),GT(3)) position is the top left corner of the top left pixel of the raster.

Note that the pixel/line coordinates in the above are from (0.0,0.0) at the top left corner of the top left pixel to (width_in_pixels,height_in_pixels) at the bottom right corner of the bottom right pixel. The pixel/line location of the center of the top left pixel would therefore be (0.5,0.5).

GCPs

A dataset can have a set of control points relating one or more positions on the raster to georeferenced coordinates. All GCPs share a georeferencing coordinate system (returned by GDALDataset::GetGCPProjection()). Each GCP (represented as the GDAL_GCP class) contains the following:

typedef struct
{
    char	*pszId; 
    char	*pszInfo;
    double 	dfGCPPixel;
    double	dfGCPLine;
    double	dfGCPX;
    double	dfGCPY;
    double	dfGCPZ;
} GDAL_GCP;

The pszId string is intended to be a unique (and often, but not always numerical) identifier for the GCP within the set of GCPs on this dataset. The pszInfo is usually an empty string, but can contain any user defined text associated with the GCP. Potentially this can also contain machine parsable information on GCP status though that isn't done at this time.

The (Pixel,Line) position is the GCP location on the raster. The (X,Y,Z) position is the associated georeferenced location with the Z often being zero.

The GDAL data model does not imply a transformation mechanism that must be generated from the GCPs ... this is left to the application. However 1st to 5th order polynomials are common.

Normally a dataset will contain either an affine geotransform, GCPs or neither. It is uncommon to have both, and it is undefined which is authoritative.

Metadata

GDAL metadata is auxiliary format and application specific textual data kept as a list of name/value pairs. The names are required to be well behaved tokens (no spaces, or odd characters). The values can be of any length, and contain anything except an embedded null (ASCII zero).

The metadata handling system is not well tuned to handling very large bodies of metadata. Handling of more than 100K of metadata for a dataset is likely to lead to performance degradation.

Some formats will support generic (user defined) metadata, while other format drivers will map specific format fields to metadata names. For instance the TIFF driver returns a few information tags as metadata including the date/time field which is returned as:

TIFFTAG_DATETIME=1999:05:11 11:29:56

Metadata is split into named groups called domains, with the default domain having no name (NULL or ""). Some specific domains exist for special purposes. Note that currently there is no way to enumerate all the domains available for a given object, but applications can "test" for any domains they know how to interprete.

The following metadata items have well defined semantics in the default domain:

SUBDATASETS Domain

The SUBDATASETS domain holds a list of child datasets. Normally this is used to provide pointers to a list of images stored within a single multi image file.

For example, an NITF with two images might have the following subdataset list.

  SUBDATASET_1_NAME=NITF_IM:0:multi_1b.ntf
  SUBDATASET_1_DESC=Image 1 of multi_1b.ntf
  SUBDATASET_2_NAME=NITF_IM:1:multi_1b.ntf
  SUBDATASET_2_DESC=Image 2 of multi_1b.ntf

The value of the _NAME is the string that can be passed to GDALOpen() to access the file. The _DESC value is intended to be a more user friendly string that can be displayed to the user in a selector.

Drivers which support subdatasets advertize the DMD_SUBDATASETS capability. This information is reported when the \-\-format and \-\-formats options are passed to the commandline utilities.

Currently, drivers which support subdatasets are: ADRG, ECRGTOC, GEORASTER, GTiff, HDF4, HDF5, netCDF, NITF, NTv2, OGDI, PDF, PostGISRaster, Rasterlite, RPFTOC, RS2, WCS, and WMS.

IMAGE_STRUCTURE Domain

Metadata in the default domain is intended to be related to the image, and not particularly related to the way the image is stored on disk. That is, it is suitable for copying with the dataset when it is copied to a new format. Some information of interest is closely tied to a particular file format and storage mechanism. In order to prevent this getting copied along with datasets it is placed in a special domain called IMAGE_STRUCTURE that should not normally be copied to new formats.

Currently the following items are defined by RFC 14 as having specific semantics in the IMAGE_STRUCTURE domain.

RPC Domain

The RPC metadata domain holds metadata describing the Rational Polynomial Coefficient geometry model for the image if present. This geometry model can be used to transform between pixel/line and georeferenced locations. The items defining the model are:

These fields are directly derived from the document prospective GeoTIFF RPC document (http://geotiff.maptools.org/rpc_prop.html) which in turn is closely modelled on the NITF RPC00B definition.

xml: Domains

Any domain name prefixed with "xml:" is not normal name/value metadata. It is a single XML document stored in one big string.

Raster Band

A raster band is represented in GDAL with the GDALRasterBand class. It represents a single raster band/channel/layer. It does not necessarily represent a whole image. For instance, a 24bit RGB image would normally be represented as a dataset with three bands, one for red, one for green and one for blue.

A raster band has the following properties:

Color Table

A color table consists of zero or more color entries described in C by the following structure:

typedef struct
{
    /- gray, red, cyan or hue -/
    short      c1;
    /- green, magenta, or lightness -/    
    short      c2;
    /- blue, yellow, or saturation -/
    short      c3;
    /- alpha or blackband -/
    short      c4;      
} GDALColorEntry;

The color table also has a palette interpretation value (GDALPaletteInterp) which is one of the following values, and indicates how the c1/c2/c3/c4 values of a color entry should be interpreted.

To associate a color with a raster pixel, the pixel value is used as a subscript into the color table. That means that the colors are always applied starting at zero and ascending. There is no provision for indicating a prescaling mechanism before looking up in the color table.

Overviews

A band may have zero or more overviews. Each overview is represented as a "free standing" GDALRasterBand. The size (in pixels and lines) of the overview will be different than the underlying raster, but the geographic region covered by overviews is the same as the full resolution band.

The overviews are used to display reduced resolution overviews more quickly than could be done by reading all the full resolution data and downsampling.

Bands also have a HasArbitraryOverviews property which is TRUE if the raster can be read at any resolution efficiently but with no distinct overview levels. This applies to some FFT encoded images, or images pulled through gateways (like OGDI) where downsampling can be done efficiently at the remote point.


Generated for GDAL by doxygen 1.7.1.